Get Adobe Flash player

 

Методика оценки общей одарённости

 

Общая характеристика

Методика разработана и адресована педагогам, воспитателям, родителям. Её задача – оценка креативности, общей одарённости ребёнка.

Методика может рассматриваться как дополнительная к комплексу методик для специалистов (психологов и педагогов).

 

Инструкция

Оцените уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их у воспитанников и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

 

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – чётко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

 

Наблюдаемые показатели (характеристики)

 

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и мн.др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представлять результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий неотдалённых во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтетические конструкции, в характерном для одарённых детей придумывании новых слов для обозначения новых, введённых ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

 

Обработка результатов.

 

Для объективности получаемых результатов рекомендуется учитывать оценки разных экспертов (педагоги, воспитатели, классный руководитель, родители и др.), хорошо знающих ребёнка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) откладывают на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации.


Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.

 

 

График. Методика оценки общей одаренности ребенка.