Get Adobe Flash player

Причины агрессивного поведения среди детей.

Причины агрессивного поведения среди детей. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся.

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

 Совместная работа школы, семьи и общественности в нравственном воспитании детей и молодежи.

Единство воспитывающего влияния учителей, вожатых, сотрудников школы, родителей и представителей общественности на учащихся — одно из главных требований к организации процесса нравственного воспитания. Оно вытекает из интересов государства и народа, каждой семьи и общества в целом.

Каждый канал нравственного воспитания молодежи имеет свои специфические условия и возможности. Семья, так же, как и школа, формирует гражданские, идейно-нравственные качества личности, готовит детей к самостоятельному труду и выбору профессии, руководствуясь общественными целями воспитания. Но различный уровень образования, общей и педагогической культуры родителей, разнообразие их общественных запросов и стремлений, своеобразие взглядов на воспитание детей, обусловленное жизненным опытом, привычками, наклонностями, убеждениями, выработанными в процессе собственного развития и воспитания, определяют в совокупности специфичность условий воспитания в семье по сравнению со школой.

Семья является таким воспитательным коллективом, в котором процесс целенаправленного воспитания (преднамеренного обучения и руководства) организован значительно меньше, чем в школе. В семье ребенок слабее ощущает себя объектом открытых воспитательных воздействий и активнее утверждается как субъект самостоятельной жизнедеятельности. Главное преимущество родителей с педагогической точки зрения состоит в том, что их воздействие всегда обращено непосредственно к ребенку, т. е. носит индивидуальный характер. Родители могут лучше понять сына или дочь и учесть его нравственно-психологические особенности. Но в то же время воспитательные возможности родителей, особенно в многодетной семье, ограниченны, так как не подкрепляются параллельным действием организованного детского коллектива, как это можно наблюдать в школе или многодетной семье.

Родители имеют преимущество и в использовании самых различных жизненных ситуаций с целью нравственного воспитания. Эти ситуации охватывают многие стороны жизни и деятельности ребенка, которые или не имеют места в школьной жизни, или затрагивают ребенка очень слабо. Например, ситуации, в которых подросток может проявлять свою взрослость, сделать нравственный выбор, самостоятельно решить какой-либо трудный жизненный вопрос, важный для него и семьи. Такого рода ситуации активно содействуют приобщению подростка к осознанию им личных и общественных ценностей, формированию интимных чувств и отношений, т. е. способствуют развитию его внутреннего мира.

Успешность нравственного формирования школьника во многом зависит от умения учителя работать с родителями. Формы и методы работы школы с родителями различные: собрания, беседы, консультации, специально организованное педагогическое просвещение; включение родителей в качестве помощников в воспитательный процесс. Огромное значение имеют отношения, которые складываются между учителем и родителями школьников. Ведущую роль в этих отношениях играет педагог. Для него воспитание является профессиональной деятельностью. Он владеет арсеналом воспитательных средств, которые умело использует в различных педагогических ситуациях.

Учитель информирует родителей о поступках ребенка: его успехах и неудачах, отношении к своим обязанностям и т. д. Взаимопонимание с родителями во многом достигается тем, насколько учитель соблюдает меру в положительных и отрицательных оценках. Поэтому педагогу следует оценивать конкретный поступок школьника, а не личность ребенка в целом, вместе с родителями находить пути улучшения или исправления создавшегося положения.

Средства массовой информации, которые оказывают влияние на детей вне школы, требуют педагогического руководства восприятием передаваемого ими материала. Мало того, что учитель должен знать содержание радио- и телепередач, он должен научить детей правильно использовать этот канал получения знаний.

В работу со школьниками включаются производственные и воинские коллективы, студенты, члены творческих союзов, отдельные общественники. Они помогают педагогически целесообразно организовать свободное от школьных знаний время ребят. Их деятельность является не дублированием, а продолжением воспитательных усилий школы. По месту жительства учащихся под руководством школы организуются детские клубы по интересам, создаются разнообразные отряды, обеспечивающие шефство старших над младшими, спортивные секции, походы выходного дня.

Шефская функция трудовых коллективов заключается в том, что они включают в свою производственную и общественную деятельность работу со школьниками, активно передают им свой нравственный опыт, отношение к труду.

Школа организует в своем микрорайоне педагогический всеобуч для всех работающих с детьми, выступает в роли организующей, объединяющей силы, которая обеспечивает целенаправленность процесса воспитания не только в своих стенах, но и вне их.